среда, 4 февраля 2009 г.

4 Февраля 1889 г.

Сегодня, 4 Февраля, мы не можем не вспомнить о человеке, который сделал величайший вклад в развитие науки об обществе.
В этот день, в 1889 году, родился Питирим Александрович Сорокин, русско-американский социолог.
Сорокин П.А.

Сорокин, родившийся в семье ремесленника, рано покинул отчий дом. Причиной тому, после смерти матери в 1894 г., стало банальное пьянство отца и ссора с ним на этой почве.

Питирим закончил церковную школу и церковно-учительскую духовную семинарию в костромской губернии.
В 1907 г. он перебрался в Петербург, а в 1909 поступил в Психоневрологическй институт. В 1910 перешел на юридический факультет Петербургского университета.

Встретил революцию в составе партии эсеров, и от нее стал депутатом Учредительного собрания. Активно выступал против большивиков. Это ему даром не прошло и в 1922 году он был выдворен за пределы СССР. Сперва проживал в Берлине, потом в Чехословакии. В 1923-м г. перебрался в США, где стал стал профессором Гарвардского университета.

Сорокин, по праву, является основоположником русской и американской социологии.

Сорокин работал над теорией социальной и культурной динамики общества.
Наиболее существенное влияние на развитие социологии оказали его исследования проблем социальной стратификации и социальной мобильности, которые были введены им в социологию. Самой значительной его работой считается четырёхтомный труд "Социальная и культурная динамика". В нём выстраивается идеалистическая концепция культурно-исторических циклов, в основе которой лежит идея о существовании некой сверхиндивидуальной культурной реальности, объединённой общим "центральным принципом" и определяющей характер социальных институтов и нормативных образцов, т.е. социальный порядок в обществе. Сорокин выделил два противоположных типа культуры - "умозрительный", с преобладанием рационального мышления, интуиции, и "чувственный", с преобладанием непосредственного чувственного восприятия. Ни в одну эпоху они не существуют в чистом виде, но лишь как доминирующие. Промежуточная форма культуры обозначается как "идеалистическая". Она представляет собой сбалансированное сочетание умозрительных и чувственных элементов. Социокультурная динамика рассматривается Сорокиным П.А. как циклический процесс смены доминирующих культурных систем, как повторяющаяся последовательность ("волны", "флуктуации" (колебания)) умозрительной, идеалистической и чувственной культур. Переход от одного доминирующего типа культуры к др. сопровождается радикальной социальной трансформацией общества, длительными периодами социальных и культурных кризисов.
В 1960-е выстроил модель общества на основе синтеза разнородных традиций мировой социологии: социального бихевиоризма, теории социального действия, понимающей социологии и т.д. Важное место в творчестве Сорокина занимали вопросы теории и методологии знания, природа социальных связей и изменений. Действительность рассматривалась в духе социального реализма, постулировавшего существование сверхиндивидуальной социокультурной реальности, не сводимой к материальной реальности и наделённой системой значений. Ввёл в социологию понятия: социальная стратификации, социальная мобильность, страта, статус и др.
Общество не постоянно в своей структуре, оно постоянно находится в движении. От кризиса к стабильности и наоборот. При этом, отдельно взятый человек, постоянно изменяет свой статус в обществе. Добровольно (стремясь к этому в работе и творчестве, и пр.) или же вынужденно.
Сорокин доказал, общество не може быть равным. Оно неравно по определению. Всегда есть бедные
И.Е. Репин "Бурлаки на Волге"
и богатые
И.Е. Репин "Заседание Государственной Думы"

умные и глупые, т.д. и т.п. В этих пределах человек и социальные группы постоянно "плавают".

Вклад Сорокина в мировую социологию и науку вообще - неоценим!!!

Комментариев нет:

Отправить комментарий